black_mile (black_mile) wrote,
black_mile
black_mile

Categories:

От героев былых времен… Москва в фильме «Офицеры» (1971, 2007)

Один из моих любимых фильмов. Люблю, когда все правильно. Итак фильм «Офицеры». Режиссер - Владимир Роговой, авторы сценария - Кирилл Рапопорт, Борис Васильев.

Не заговаривайте мне зубы…

Действие фильма начинается и (в общем-то) заканчивается в Москве.

Первая встреча главных героев в послереволюционной Москве. Алексей Трофимов (Георгий Юматов) спасает Любу (Алина Покровская) от бандита:



- Merci.
- Бывает.



Один из финальных эпизодов фильма. Середина 50-х. Алексей и Люба воспитывают внука:



- Алеша, а ведь у него, действительно нет клыков.
- Не заговаривайте мне зубы, мадам. И перестаньте портить мальчишку.
- Почему ты решил, что я его порчу?
- С этих лет на такси.
- Боже мой, Алешенька. Не прошло и 30 лет, как ты научился понимать французский
- Ну, нужно быть очень крупным идиотом, чтобы не понять слово «такси».



Эпизоды эти снимались на Малой Молчановке возле доходного дома Г.А. Гардон (М.Молчановка, д.8, 1913—1914, архитекторы И. Г. Кондратенко, В. Н. Волокитин) (Архитектурный путеводитель). Несколько лет назад дом был отреставрирован.

И вот, что интересно. Судя по статье в журнале «Салонъ Недвижимости» «при проведении реставрационных работ исторический фасад здания, а также уникальная внутренняя лепнина были сохранены». Кроме того, автор пишет: «Скульптурные изображения львов намекают на неплохое знание архитектором истории масонства: «вольные каменщики» нередко использовали в своей символике образ царя зверей, охраняющего некое тайное знание - возможно, именно оно «зашифровано» на щитах?» (статья Молчановские львы).

Не знаю, как обстоят дела со львами (все-таки ракурс в фильме немного не тот, так как снимали слегка сверху), но щиты однозначно другие, в чем мы и убедились вчера с taruggin.





В Архитектурном путеводителе написано, что «вход акцентирован <…> скульптурами львов, некогда, по-видимому, державших геральдические щиты, а сейчас оставшихся просто с поднятыми лапами». Как-то в то, что львы какое-то время стояли с поднятыми лапами, а потом им все же приделали щиты, больше веришь, правда, не совсем понятно, почему щиты не сделали такими же…

UPD 20:27 02.12.2007: Интересные тут подробности выясняются...
http://lenpin.livejournal.com/211775.html
Оказывается и львы, и щиты новые. Но по-видимому, щиты в фильме тоже не те, что были с самого начала.
Вот, что написала lenpin:
"Щиты были, у меня сохранились фотографии 30-х годов, времен детства моего папы. Там он сидит на льве со щитом. В этом году у меня в руках были материалы по реконструкции нашего дома, и я беседовала с проектировщиками. Говорят, что во время войны львов снимали и прятали. Честно говоря, для меня это как-то сомнительно. Во всяком случае на фотографиях времён моего детства (50-60г.г.) щитов уже нет.
Ещё хочу заметить, что неправда то, что в доме сохранились интерьеры после реконструкции. Они сохранились лишь отчасти на лестнице и в парадном. Все деревянные перекрытия по всему дому были выбиты и заменены на монолитный бетон. Я сама видела это, была даже в своей квартире перед тем, как с ней это проделали... Ни лепных потолков, ни красивых дверей с матовыми стёклами, разрисованными грифонами, не осталось..."

И фото (с) lenpin:



И еще один момент, связанный со львами.



- Вот эти львы, Вань!
- Тоже мне львы. У них клыков-то нет.
- Не скажи, брат. Это не просто львы, это знаменитые львы. Знаешь…
- Все знаю: и как ты бабушке полено от самых Хамовников волок, и про красные штаны знаю. Мне бабушка про это тысячи раз рассказывала. Дед, ну, пойдем лучше в зоопарк.


А ведь в начале фильма клыки у львов есть, а вот в конце уже нет (и сейчас нет). Учитывая, что сперва снимались как раз финальные эпизоды в летней Москве, то вариант с тем, что клыки успели выбить, отпадает. Хотя возможно, я что-то не поняла и это такая задумка режиссера. (про себя: где бы найти старую фотку дома…)

Разумеется, за почти сорок лет многое изменилось. Снесли часть домов в Большом Ржевском переулке

Вид от дома номер 8 по Малой Молчановке в сторону Большого Ржевского переулка:





Где работает Варавва?



- У меня к тебе дело, Алексей. Не надоело тебе старому по войскам кочевать. Опыт у тебя огромный – пора передавать молодежи.
- А я что делаю?
- Так ведь не тот масштаб.
- Заманчиво. Москва. Академия. Заманчиво. Только, видишь ли, Вань, дивизия эта мне дорога. В ней Егор воевал.


По фильму Варавва работает/служит, скорее всего, в министерстве. А где же снимали место работы Вараввы? Собственно с самого начала место казалось смутно знакомым, как я не опознала его с первого взгляда, не знаю. И то, что я училась в другом здании, не оправдание.



Скамеечка, где, как и положено офицерской жене, ждет своего мужа Люба Трофимова, стояла около Химического факультета МГУ на Воробьевых горах.



Почти ничего не изменилось. Разве что плафоны (и дались они мне) на фонаре сменили.

Вид на Главное здание Московского университета от Химфака:



Как-то так…


Все «киносравнения»:

«Служебный роман» (Ч. 1-1. Где жили герои, 1-2. Дом Калугиной, 2. Виды Москвы)

«О бедном гусаре замолвите слово»

«Собачье сердце»

«Афоня»

«Когда деревья были большими»

«Гусарская баллада»

«Формула любви»

«Достояние республики»

«Офицеры»
Tags: Москва, места съемок, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments